http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/issue/feed РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА 2023-03-14T17:03:14+05:00 Vladimir Dolganichev rp@usla.ru Open Journal Systems <p>Журнал «Российское право: образование, практика, наука» (ISSN 2410-2709) — профессиональное юридическое издание, издается с 2004 года. С 7 июня 2017 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук («Перечень ВАК»). </p> <p>На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы правовой системы России и международного права, освещаются события из мира права, публикуются интервью с известными учеными и практикующими юристами, руководителями органов власти, общественными деятелями. На страницах журнала Вы найдете научные статьи и аналитические материалы, комментарии экспертов, очерки и рецензии и многое другое. Традиционно большое внимание журнал уделяет вопросам судоустройства и судопроизводства, защиты прав человека, адвокатуры и нотариата, юридического образования. </p> <p>Основное содержание журнала составляют научные статьи и обзоры.</p> http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/124 Конституционно-правовое обеспечение народного доверия к судебной власти 2022-11-02T14:34:05+05:00 Алла Гуторова allagutorova@mail.ru <p>Обеспечение народного доверия к судебной власти достигается путем использования таких конституционно-правовых инструментов как сочетание профессионального и непрофессионального правосудия, публичности отправления правосудия, доступа к информации о деятельности судов, конституционного порядка назначения на должность и освобождение от нее, требования к поведению судей. Автор исходит из необходимости различия народного доверия к судебной системе и конкретному судье, рассматривая их как общее и особенное. На основе проведенного анализа формулируется вывод о наличии ряда конституционно-правовых проблем, решение которых возможно путем точечных изменений действующего законодательства. Принятие последних, обеспечит народное доверие к судебной власти, с учетом необходимости обеспечения стабильности института и ротацией судейского корпуса.</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/148 Модификации президентско-парламентской формы правления в Российской Федерации как отражение влияния угроз и рисков мироустройства первых десятилетий XXI в. (на основе анализа новелл Закона о поправке к Конституции РФ 1993г., принятого в 2020г.). 2022-12-09T19:03:16+05:00 Жанна Овсепян Ovsepyan-G-I@yandex.ru <p>На основе анализа текста Закона о поправке к Конституции РФ (2020г), ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (2020г.), стратегических Указов Президента РФ, др. новейшего российского законодательства, научной доктрины исследуются модификации формы правления России. Прослеживается связь усиления единоначалия в форме правления с внешними факторами: обострением конкуренции процессов глобализации и суверенизации, переходом от однополярного к многополярному миру, а также с вступлением мира в век информационной и научно-технологических революций.</p> <p>Проведен анализ изменений соотношения признаков президентской и парламентской республик в смешанной форме правления России по таким критериям, как: конституционное регулирование в РФ президентских выборов и порядка формирования Правительства; особенности формирования новой модели взаимоотношений Правительства РФ и Государственной Думы; новеллы конституционно-правового регулирования соотношения президентских и парламентских полномочий в сфере контроля деятельности Правительства РФ. Высказываются авторские суждения по вопросам о совместимости с президентско-парламентской формой правления в Российской Федерации практик «рационализированного парламентаризма» и «делегированного законотворчества» - как возможным аспектам характеристик формы правления современного государства.</p> <p><strong><em> </em></strong></p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/120 О немедленном исполнении судебных решений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов 2022-10-31T14:42:22+05:00 Александр Нечаев shuricn@mail.ru <p>Общественная значимость дел об оспаривании ненормативных актов органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, предопределяет установленный законом специальный порядок исполнения судебных решений по этим делам. Автором предпринимается попытка сравнительного анализа правового регулирования немедленного исполнения судебных решений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При этом обсуждается вопрос о коллизии между нормами части второй статьи 182 АПК РФ и части седьмой статьи 201 АПК РФ, а также вопрос о способах разрешения этой коллизии. Разрешение коллизии автор предлагает осуществлять не на основе расположения норм в общей и специальной частях кодекса, а на основе содержания норм и следующей из этого сферы их правового регулирования. Автором выдвигается предложение рассматривать в качестве оснований для отступления от правила о немедленном исполнении судебного решения по таким делам и установления иных сроков исполнения тех же оснований, что и для отсрочки исполнения решения суда.</p> <p>&nbsp;</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/122 Компетенция арбитража: общая характеристика 2022-11-02T09:08:32+05:00 Владислав Туктамышев tuktamyshev.vd@bk.ru <p>В статье анализируются подходы к понятию «компетенция арбитража», исследуются условия ее возникновения и состав юридических фактов, необходимых для признания арбитража компетентным для рассмотрения спора. Актуальность темы обусловлена тем, что многие вопросы компетенции арбитража остаются в настоящее время не до конца осмысленными, что порождает практические трудности при экзекватуре решений. По результатам исследования сформировавшихся подходов, автор приходит к выводу о том, что компетенцию арбитража следует понимать как совокупность предметов ведения и полномочий третейского суда. Установлено, что арбитражное соглашение и арбитрабельность выступают в качестве условий компетенции арбитража, а также юридических фактов, образующих компетенцию арбитража. Исследуется вопрос соотношения условий компетенции и допустимости обращения в арбитраж, по результатам чего делается вывод о том, что вопрос проверки соблюдения досудебного порядка не относится к вопросам компетенции, за исключением случая избрания сторонами гибридной процедуры разрешения спора. Также установлено содержание фактического состава, необходимого для возникновения компетенции у арбитража, в который включаются такие элементы как арбитрабельность, наличие арбитражного соглашения, формирование состава арбитров.</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/119 Учение о составе преступления в прагматической концепции уголовного права П. А. Фейербаха 2022-10-28T11:59:09+05:00 Алексей Ширяев alexej.schiryaeff2013@yandex.ru <p>Предметом исследования являются междисциплинарные взаимосвязи уголовно-правового института основания уголовной ответственности и уголовно-процессуальных институтов уголовного преследования и предмета доказывания, разработанные в трудах основоположника классической науки уголовного права Пауля Ансельма Фейербаха.&nbsp;</p> <p>Целью исследования ставилось изучение особенностей развития понятия состава преступления П.А. Фейербахом в сравнении с его историческим процессуальным прототипом, появившемся в XVI веке (corpus delicti), а также место учения о составе преступления в прагматической концепции уголовного права П.А. Фейербаха, включающей в себя уголовное делопроизводство как его составную часть. &nbsp;&nbsp;</p> <p>В ходе исследования изучены оригиналы трудов П.А. Фейербаха (одиннадцатое издание учебника по уголовному праву в Гиссене 1832 г.), первые переводы трудов П.А. Фейербаха, изданные в Санкт-Петербурге в 1810, 1811 и 1827 годах, работа Г. С. Фельдштейна о значении учения П.А. Фейербаха для истории отечественной науки уголовного права, иные теоретические источники. При изучении применялись исторический и междисциплинарный методы сравнения и анализа, лингвистический анализ оригинальных научных текстов. &nbsp;</p> <p>В результате исследования установлено, что система науки уголовного права П.А. Фейербаха органически включает в себя три части: Общую, Особенную и «Прагматическую» (судопроизводство) Состав преступления занимает особе место в этой системе, потому что разработан как материально-процессуальная конструкция для уголовно-процессуального познания релевантных фактов,&nbsp; подготавливающая фактические условия для виновного вменения и выступающая началом инициирования неперсонифицированного уголовного преследования.</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/88 Уголовная политика России в отношении смертной казни 2022-05-18T21:52:09+05:00 Вилли Маслов villi@e1.ru <p><em>Смертная казнь – исключительная мера наказания, зарубежный и отечественный опыт применения которой до сих пор не позволяют сделать однозначный вывод об обоснованности ее применения, в связи с чем признается актуальным анализ указанной меры в контексте задач уголовного закона и целей наказания. В публикации нашли отражение ряд иных (сопутствующих), но достаточно важных факторов, влияющих на окончательную оценку целесообразности данного вида наказания (судейские ошибки, общественное мнение, экономический аспект, гуманизация и либерализация уголовного законодательства). Утверждается, что о</em><em>твет на вопрос «почему, несмотря на преобладающую в науке точку зрения о целесообразности восстановления практики смертной казни, данная мера наказания не применяется?», необходимо искать с учетом того обстоятельства что уголовная политика – это лишь часть политики государства и предполагаемый положительный эффект от введения смертной казни оценивается в сравнении с вполне осязаемыми политическими преференциями от членства в Совете Европы. </em><em>Указывается, что смертная казнь как исключительная мера наказания должна быть восстановлена, поскольку задачи уголовного закона признаются первостепенным нежели цели наказания.</em> <em>Несмотря на невозможность достижения всех целей наказания, перспектива спасения жизни граждан путем общей превенции видится приоритетной.</em></p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/127 Соотношение правовой позиции суда с судебной практикой, судебным актом и судебным прецедентом на примере трудовых споров 2022-11-06T15:39:13+05:00 Владимир Коваль ya.vova-danil@yandex.ru <p>Понятие «правовая позиция суда» смело можно отнести к числу общеупотребимых в теории и на практике. Вместе с тем, его употребление зачастую является неуместным, что отражается на качестве исследований, а также на правоприменительной деятельности. Проблема заключается в содержательной близости правовой позиции суда со смежными правовыми явлениями: судебной практикой, судебным прецедентом, судебным актом, правоположением. Эвристическая ценность исследования отсутствует, когда учёными фактически изучается не судебная правовая позиция, а другое явление, выдаваемое за правовую позицию. Через системный анализ имеющихся дефиниций «правовой позиции» показаны основные методологические, логические, лингвистические и специально-юридические неточности исследователей; на основе выделенных признаков синтезировано авторское определение «правовой позиции суда». Посредством сравнения, структурно-функционального анализа и диалектического метода, а также с привлечением правоприменительной практики по трудовым спорам показано соотношение судебной правовой позиции с судебной практикой, судебным прецедентом, судебным актом.</p> <p>Разграничение правовой позиции суда с иными явлениями судебного правоприменения создаёт прочную понятийную и методологическую основу для определения содержания правовой позиции суда, её структуры, видов, а также функционального назначения как в рамках общей теории права, так и отдельных отраслевых наук, в том числе трудового права. С практической точки зрения указанное разграничение раскрывает потенциал судебных правовых позиций в вопросах влияния на трудовое законодательство и обеспечения единства правоприменительной практики по трудовым спорам.</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/170 Нераскрытый потенциал судебного нормоконтроля в свете Закона об обязательных требованиях 2023-03-01T11:45:24+05:00 Андрей Винницкий av.vinnitskiy@gmail.com Илья Харинов kharinov.ilya@gmail.com <p>Реформа системы обязательных требований в России, получившая наименование «регуляторной гильотины», – одно из самых заметных и обсуждаемых за последние годы преобразований в сфере государственного регулирования экономики. Квинтэссенцией реформы<br>стали принятие безусловно прогрессивного Закона № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях», а также модернизация соответствующего массива нормативных требований.<br>Авторы статьи на основании исторического анализа приходят к убеждению, что с указанного момента сформировалась достаточная основа для полноценной проверки содержания (качества) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере экономической деятельности. Результаты правотворческой деятельности<br>органов-«регуляторов», которая в части разработки обязательных требований приобретает отдельные черты правоприменительной деятельности, могут и должны стать предметом содержательного судебного нормоконтроля с точки зрения соответствия принципам и стандартам, закрепленным в Законе об обязательных требованиях. В связи с этим<br>авторы прогнозируют формирование отдельной категории судебных споров, инициируемых<br>заинтересованными субъекта ми регулируемой деятельности, – споров об оспаривании обязательных требований по правилам административного судопроизводства.</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/130 Правовое регулирование применения в советской России дореволюционного законодательства 2022-11-14T21:13:08+05:00 Михаил Жабреев m.v.zhabreev@yandex.ru <p><em>В первый год советской власти одним из важнейших вопросов для решения руководителей советского государства являлся вопрос возможного правоприменения законодательства Российской империи и Временного правительства России для регулирования общественных отношений при новой власти. </em></p> <p><em>Автор показывает идеологические основы и озвученные позиции руководителей советского государства относительно необходимости полного уничтожения государства и права Российской империи и, как следствие, полного отказа от использования дореволюционного законодательства. Однако до июля 1918&nbsp;года большевики не обладали всей полнотой власти в новом государстве, так как вынужденно делили власть с партией социалистов-революционеров (эсеров), члены которой были депутатами Советов всех уровней и имели огромное влияние на население страны. Исходя из этого, большевики не смогли реализовать свои радикальные планы по полному отказу от использования законодательства Российской империи и Временного правительства России и были вынуждены согласиться с позицией партии эсеров о необходимости сохранения правоприменения дореволюционного законодательства на период формирования нового советского законодательства.</em></p> <p><em>Автором исследуются архивные документы, содержащие материалы применения дореволюционного законодательства новыми судами советского государства, указывающие, что, несмотря на нормативное закрепление возможности его правоприменения, на практике советские суды отказывались от его использования, а свои судебные решения принимали на основе революционного правосознания и веления революционной совести. </em></p> <p><em>Автор показывает, что окончательное решение о запрете использования законодательства Российской империи и Временного правительства России для регулирования общественных отношений было нормативно закреплено в 1918 году в новом положении о народном суде, в связи с исключением представителей партии левых социалистов-революционеров из состава всех Советов на основании постановления&nbsp;<a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/V_%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2">V Всероссийского Съезда Советов</a>&nbsp;рабочих, солдатских, казачьих и крестьянских депутатов.</em></p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/125 Роль правового регулирования в формировании образовательной среды дополнительного профессионального образования: опыт и инновации 2022-11-02T17:11:37+05:00 Ирина Бедрина bedrinairina@rambler.ru Светлана Несмеянова nesmeyanova@yandex.ru Екатерина Калинина germeneftica@mail.ru <p><em>Образовательная среда дополнительного профессионального образования сегодня, отличаясь большей гибкостью, практико-ориентированностью, оперативностью реагирования на меняющиеся обстоятельства, глобальные вызовы, потребности рынка, наделена со стороны государства достаточной свободой. В частности, образовательные учреждения самостоятельно определяют формы обучения (единовременно и непрерывно или поэтапно), условия прохождения практики, стажировки, возможность применения сетевых форм, сроки освоения дополнительных профессиональных программ.&nbsp; Все это формирует особенности локальной образовательной среды, содержание которых раскрывается в настоящей статье. </em></p> <p><em>Применительно к дополнительному образованию рассмотрены такие компоненты образовательной среды, как </em><em>пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный. При этом </em><em>в свете феномена образовательной среды дополнительного профессионального образования авторами представлены ответы на ключевые вопросы для организации эффективного образовательного процесса: кого, зачем, чему, как обучать и регулируются ли эти вопросы нормами права.</em></p> <p><em>Содержательно в основе ответов лежит не только нормы права и теоретические работы, но и опыт </em><em>Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева. Университет, будучи федеральной инновационной площадкой с образовательным проектом в сфере дополнительного образования, при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки учитывает так традиционные, так и экспериментальные подходы для формирования уникальной образовательной среды.</em></p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/171 Особенности применения интерактивных методов в преподавании дисциплины «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов» 2023-03-01T12:20:17+05:00 Владимир Долганичев dolganichev@mail.ru <p>В мировой практике разработано несколько форм защиты коллективных интересов, однако до настоящего времени об анализе данных форм и о подготовке соответствующих специалистов в этом контексте речи не шло. В связи с этим в Уральском государственном юридическом университете им. В. Ф. Яковлева преподается дисциплина «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов». Особую значимость при ее преподавании, как и в современном образовательном процессе в целом, приобретают интерактивные методы обучения.<br>В настоящем исследовании рассматривается несколько таких методов преподавания. Например, метод постановки проблемы позволяет определять наиболее важные теоретические категории и конструкции в сфере защиты коллективных интересов. При применении прецедентного метода теоретические знания служат для тренировки умений и навыков анализировать законодательство и судебную практику, например в части применения групповых исков, и давать соответствующее заключение по делу. Проектный метод предполагает получение знаний и навыков в рамках практической деятельности: магистранты анализируют фактические обстоятельства, законодательство, судебную практику по делам о банкротстве, косвенным искам и пр. для формирования собственной правовой позиции по делу. Автор приходит к выводу о том, что наиболее эффективным и перспективным подходом к преподаванию курса «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов» является использование комбинации интерактивных методов преподавания.</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/133 Разработка схемы экспертизы правового акта для использования в учебном процессе 2022-11-29T01:32:00+05:00 Елена Думанская dumanskaya@bk.ru Дарья Кокотова kokotova.d@yandex.ru <p>В связи с требованием образовательного стандарта обеспечить формирование у студентов компетенции по проведению экспертизы правовых актов возникает вопрос, какой должна быть схема экспертизы правовых актов, используемая в учебном процессе. При разработке предлагаемого подхода авторы опирались на такие методы как: анализ личного педагогического опыта; обобщение норм, регламентирующих различные экспертизы; обобщение данных о методах, используемых в научных исследованиях; проведение собственного пилотажного исследования, аналогичного предлагаемому для выполнения студентам, с фиксацией хронометража времени на выполнение отдельных операций. В работе обсуждается ряд проблем, в частности: 1) необходимо ли разрабатывать схемы экспертизы специально для учебного процесса или использовать схемы, уже применяющиеся на практике; 2) степень детализации схемы и наличие возможностей у студента самостоятельно определять алгоритм своей работы; 3) возможные этапы экспертизы; 4) обосновывается необходимость включения в схему экспертизы эмпирической проверки гипотезы, позволяющей оценить имеющееся или потенциально возможное фактическое влияние акта, а также обсуждаются критерии выбора эмпирического метода для применения студентами; 5) на примере конкретного метода обсуждаются способы постановки задачи по его применению в рамках экспертизы акта как учебной задачи. Результатом проделанной работы является разработка варианта схемы экспертизы правовых актов для использования в учебном процессе. Также на основе обозначенных в статье положений можно разработать иные схемы экспертизы, адаптируя их под конкретные условия преподавания.</p> 2023-03-14T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2023 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА