http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/issue/feedРОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА2024-09-10T12:03:37+03:00Vladimir Dolganichevrp@usla.ruOpen Journal Systems<p>Журнал «Российское право: образование, практика, наука» (ISSN 2410-2709) — профессиональное юридическое издание, издается с 2004 года. С 7 июня 2017 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук («Перечень ВАК»). </p> <p>На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы правовой системы России и международного права, освещаются события из мира права, публикуются интервью с известными учеными и практикующими юристами, руководителями органов власти, общественными деятелями. На страницах журнала Вы найдете научные статьи и аналитические материалы, комментарии экспертов, очерки и рецензии и многое другое. Традиционно большое внимание журнал уделяет вопросам судоустройства и судопроизводства, защиты прав человека, адвокатуры и нотариата, юридического образования. </p> <p>Основное содержание журнала составляют научные статьи и обзоры.</p>http://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/259Правовой мониторинг в субъектах Российской Федерации: особенности регламентации2023-11-15T10:59:28+03:00Александр Блещикbleszczyk@yandex.ruВалентина Руденкоemikh.valentina@gmail.com<p>Целью статьи является выявление особенностей правового регулирования правового мониторинга на региональном уровне. По мнению авторов, наиболее уместным для достижения данной цели стало использование сравнительно-правовой метод исследования, который позволил выявить общие и особенные черты регламентации правового мониторинга на федеральном и региональном уровне, а также сравнить варианты регламентации правового мониторинга на региональном уровне между собой.</p> <p>Регламентация правового мониторинга на уровне субъектов Российской Федерации оценена по следующим критериям: терминологический аппарат, объект правового мониторинга, субъект правового мониторинга, методологическое и информационное обеспечение правового мониторинга. Сделан вывод о том, что регионами накоплен весомый опыт правого регулирования правового мониторинга и связанных с ним вопросов нормотворчества, в отдельных случаях опережает федеральное регулирование. Определены направления дальнейшего совершенствования регионального законодательства по вопросам правового мониторинга.</p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/325Личные права ребенка: сущность и слагаемые концепта2024-08-23T13:08:30+03:00Наталия Жуковская lgpu322@gmail.comДиана Казарова kazarova-diana@mail.ruВиктория Типуноваtipunova1@mail.ru<p>Целью статьи является представление результатов анализа теоретических и нормативно-правовых основ концепта «личные права ребенка», выявления его сущности и содержания, а также того места, которое в нем занимают категории «наилучшие интересы ребенка» и его «жизненно важные потребности». Авторы последовательно рассматривают особенности трактовки таких понятий, как «права человека», «личные права ребенка», «личные неимущественные права ребенка», «интересы ребенка». Необходимость такого анализа, по мнению авторов, обусловлена практическими задачами четкого определения правовых оснований, механизмов и субъектов обеспечения и защиты прав несовершеннолетних.</p> <p>При проведении исследования были использованы общенаучные методы (анализа и синтеза, построения гипотез, систематизации), частные методы общественных наук (формально-юридический, конкретно-исторический, компаративный), а также методы эмпирических исследований (наблюдение, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта). Вклад авторов в исследование рассматриваемой проблематики состоит, прежде всего, в выявлении особенностей формирования категории «личные права ребенка» и входящих в нее элементов.</p> <p>Авторы приходят к выводу, что правовой институт «личные права ребенка» имеет комплексный, межотраслевой характер, а его содержание не исчерпывается ни совокупностью закрепленных в Основном законе государства «личных прав и свобод человека», ни набором личных неимущественных прав, подпадающих под действие норм гражданского и семейного права. При этом особую группу личных прав ребенка образуют права, имеющие отношение к психолого-педагогическим практикам (право на общение со сверстниками, на поддержку для развития способностей, право не подвергаться давлению со стороны педагогов и т.п.).</p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/326Возврат незаконно вывезенных обьектов культурного наследия: сравнительный анализ законодательства Азербайджанской Республики и международных договоров2024-08-23T13:19:32+03:00Сима Азер кызы Сулейманлыs.suleymanli@hotmail.com<p>В статье исследуются особенности правового регулирования возврата незаконно вывезенных объектов культурного наследия (ОКН). В качестве правовой основы рассматриваются международные соглашения, в частности Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направ ленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» 1970 г. и Конвенция ЮНИДРУА «Об украденных или незаконно вывезенных культурных ценностях» 1995 г. Сопоставляются законодательство АР и нормы международных договоров. Проводится сравнительный анализ реституции ОКН и возврата незаконно вывезенных ОКН, формулируются признаки реституции и особенности возврата ОКН.</p> <p>Автор делает вывод о том, что для эффективного обеспечения возврата объектов культурного наследия необходимо согласовать нормы национального законодательства с нормами международного права. При этом следует признавать верховенство общепринятых принципов и норм международного права и не допускать нарушения публичного порядка (ordre public) государства происхождения.<em><br></em></p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/283Студенческая семья: необходима ли законодатель- ная дефиниция?2024-03-03T17:53:57+03:00Лариса Зайцеваl.v.zajceva@utmn.ruТатьяна Анбрехтt.a.anbrekht@utmn.ru<p>Приоритеты современной государственной социальной политики России находятся в сфере развития молодежи, ее реализации в различных областях жизни, защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Органы законодательной и исполнительной государственной власти уделяют пристальное внимание не только реформированию и развитию образования, но и мерам социальной поддержки обучающихся. Одним из направлений является поддержка студенческой семьи. Этот феномен изучается социологами, психологами, педагогами, экономистами. В условиях отсутствия нормативного регулирования на федеральном уровне юристы не уделяют должного внимания этому феномену. В начале текущего года благодаря инициативе Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации стартовала дискуссия о необходимости законодательного закрепления понятия «студенческая семья». Были представлены два варианта дефиниции «студенческая семья». Их критика составляет одну из основных частей представленного здесь материала. Несовершенство представленных для обсуждения определений носит как концептуальный, так и юридико-технический характер. Обеим определениям свойственны как общие, так и специфические недостатки. Кроме того, уделено внимание соотношению понятий «молодая семья» и «студенческая семья». Также авторы обсуждают саму необходимость законодательного определения рассматриваемого понятия и вероятные последствия его принятия. Отдельно рассматривается вопрос возможного влияния законодательного определения понятия «студенческая семья» на региональную практику социальной поддержки студенческих семей. Обосновывается позиция о необходимости решать вопросы законодательного закрепления дефиниций, определения их места в системе правового регулирования, ориентируясь на цели правового регулирования. В заключении авторами представлены выводы по рассмотренным вопросам.</p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/327Семейно-правовые акты как юридические факты2024-08-23T13:37:40+03:00Андрей Тихоновtichonov_a@mail.ru<p>В рамках классификации юридических фактов по признаку их отношения к человеческой воле в науке выделяют в качестве самостоятельной группы семейно-правовые акты. Цель настоящей статьи – анализ этих актов. На основе трудов О. А. Красавчикова, посвященных исследованию юридических фактов, выявляются характерные признаки семейно-правовых актов. Семейно-правовой акт можно охарактеризовать как действие, направленное на наступление конкретных семейно-правовых последствий. Субъектами семейно-правовых актов могут быть только физические лица, обладающие семейной дееспособностью в соответствующем объеме. К числу характерных признаков семейно-правового акта также следует отнести его правомерность. В одних случаях (как при добровольном установлении отцовства) для возникновения юридических последствий ключевым звеном выступает волеизъявление одного лица, в других случаях требуются волеизъявления двух лиц, и данные волеизъявления будут иметь равное значение в правоотношении. Так, при вступлении в брак мужчина и женщина должны совершить действия (семейно-правовые акты), направленные на возникновение прав и обязанностей у супругов, объединенных общей целью – созданием семьи.</p> <p>Обосновывается вывод, что, если законом предусматриваются правовые последствия в связи с правомерным бездействием в виде возникновения семейно-правовой связи, можно утверждать, что семейно-правовой акт выражен посредством правомерного «молчания». Если действует презумпция отцовства, то можно предполагать, что отец ребенка осознает правовые последствия своего «молчания» и желает их наступления.<em><br></em></p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/329О применении технологий искусственного интеллекта в административном судопроизводстве2024-08-23T13:57:02+03:00Евгений Кулюшинe.n.kulyushin@usla.ru<p>В статье представлен анализ возможностей и перспектив применения технологий искусственного интеллекта судом первой инстанции (далее – суд) в административном судопроизводстве, регулируемом Кодексом административного судопроизводства. Особое внимание уделено применению судом технологий искусственного интеллекта в административном судопроизводстве на следующих этапах: 1) при сборе, исследовании и оценке доказательств; 2) при анализе и толковании правовых норм; 3) при подготовке и принятии итогового судебного решения по публично-правовым спорам.</p> <p>Автор приводит определение искусственного интеллекта, описывает, какие действия и полномочия суд осуществляет на каждом этапе административного судопроизводства, указывает возможные направления совершенствования работы суда с использованием искусственного интеллекта. Например, отмечается, что оптимальным при подготовке и принятии судебного решения по существу публично-правовых споров будет сочетание искусственного интеллекта и судьи-человека.<em><br></em></p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/330Финансовая несостоятельность как основание неисполнимости арбитражного соглашения и стандарты доказывания2024-08-23T14:11:35+03:00Кристина Петроваivanovakristinav2@gmail.com<p>Финансовая несостоятельность одной из сторон часто является основанием неисполнимости арбитражного соглашения. Проблема кроется в том, что при наличии действительного арбитражного соглашения его невозможно исполнить. Сама по себе неплатежеспособность не приводит к признанию арбитражного соглашения неисполнимым, однако осуществление арбитражного разбирательства становится сомнительным, если у неплатежеспособной стороны нет необходимых средств для расходов на арбитражное разбирательство.</p> <p>Судебная практика в России по разрешению проблемы неисполнимости арбитражного соглашения в связи с несостоятельностью стороны довольно обширна и противоречива, усиливает неопределенность в третейской сфере и не способствует привлекательности арбитража. Анализ российской судебной практики свидетельствует о том, что нельзя точно предусмотреть исход событий, так как суды могут по-разному оценить обстоятельства. Для поиска решения обозначенной проблемы автор статьи предлагает ввести стандарт доказывания при рассмотрении споров о финансовой несостоятельности как основания неисполнимости арбитражного соглашения. Несмотря на то что это новый для российского права институт, он приобретает все большую популярность в доктрине и активно используется в российской судебной практике.<em><br></em></p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/298Доктрина как источник уголовного права2024-05-14T16:19:52+03:00Максим Морозовangelika2177@mail.ru<p>В статье автор поднимает проблему полинормативности уголовного права. Нормы и принципы международного права, Конституция РФ, решения Конституционного Суда РФ, нормы федерального отраслевого (не уголовно-правового) законодательства, постановления Пленума Верховного Суда РФ, судебный прецедент, относимые некоторыми юристами к вспомогательным источникам уголовного права, иногда дополняются также еще одним источником такого рода – уголовно-правовой доктриной.</p> <p>Рассматривая доктрину как дополнительный источник уголовного права, автор приходит к выводу о многоаспектности ее роли во взаимосвязи с уголовным правом. Так, доктрина оказывает заметное воздействие на процесс уголовно-правового законотворчества, а также влияет на содержание официальных правотолковательных документов, к которым относятся постановления Пленума Верховного Суда РФ. Кроме того, нельзя обойтись без наиболее значимых положений доктрины и при применении норм уголовного права. Наличие в уголовном законе таких чисто доктринальных понятий как «общественная опасность», «состав преступления», «прямой умысел в формальном составе»без раскрытия их содержания не оставляет правоприменителю других вариантов кроме обращения к юридической литературе.</p> <p>У автора не было цели возвысить доктрину над другими дополнительными источниками уголовного права либо уравнять ее по значимости с уголовным законом. В статье лишь показывается ее взаимосвязь с названными правовыми источниками и обращается внимание на неизбежность признания ее роли при применении уголовного права.</p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/331О правовом механизме реализации органами прокуратуры полномочий в сфере противодействия коррупции2024-08-23T14:28:51+03:00Александр Митинsov@usla.ruАнатолий Рассохинanatolii.rassohi@mail.ruОлег Соболев sov120192@yandex.ru<p>Динамика совершения коррупционных правонарушений требует постоянного совершенствования правовых механизмов. Данная закономерность предопределила принятие Генеральной прокуратурой приказа от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции». В статье исследуются результаты применения правового механизма реализации органами прокуратуры полномочий по системному противодействию коррупции.</p> <p>Цель статьи – поиск пробелов в регулировании проведения антикоррупционной экспертизы. Проводится сравнительный анализ приказа Генеральной прокуратуры № 581 и приказа Генеральной прокуратуры от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», который действовал ранее. Выявлено, что в приказе Генеральной прокуратуры № 581, во-первых, не определены единые требования к компетенции прокурорских работников, которые проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, во-вторых, не утверждена форма требования прокурора об изменении нормативного правового акта, в-третьих, не установлен единый порядок проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. С точки зрения авторов, необходима разработка приказа Генерального прокурора РФ об утверждении такого порядка.<em><br></em></p> <p> </p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКАhttp://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/296Инсценировка судебного процесса (Mock Trial) на иностранном языке в рамках проектной деятельности в неязыковом вузе2024-04-29T10:14:11+03:00Евгения Жеребцоваzherebtsova.evgenia@gmail.comЛариса Соколоваlarisaperevod@mail.ruНаталия Ходенковаan-kovs@pm.convex.ru<p>Один из наиболее эффективных методов развития профессиональных компетенций будущих юристов на иностранном языке – это метод кейсов, в частности, его разновидность – инсценировка судебного процесса (Mock Trial). Данный метод широко применяется не только за рубежом, но и в России. При этом крайне важно знать и учитывать культурно-значимые компоненты характерные для англо-саксонской правовой системы, которые зачастую отсутствуют в романо-германской правовой традиции. При работе студентов над инсценировкой судебного процесса можно выделить такие этапы работы, как: pre-trial stage (подготовительный этап), in-trial or adjudication stage (этап проведения самого процесса) и post-trial stage (этап рефлексии и самодиагностики). В процессе обучения и подготовки особое внимание необходимо уделять различиям двух правовых традиций, подробно описывая различия на конкретных примерах. Немаловажным с педагогической точки зрения является анализ ответов студентов в рамках проведенного среди них опроса, как о преимуществах, так и сложностях, с которыми они сталкиваются при осуществлении данного проекта.</p>2024-09-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА