https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/issue/feed РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА 2024-12-28T09:17:24+03:00 Vladimir Dolganichev rp@usla.ru Open Journal Systems <p>Журнал «Российское право: образование, практика, наука» (ISSN 2410-2709) — профессиональное юридическое издание, издается с 2004 года. С 7 июня 2017 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук («Перечень ВАК»). </p> <p>На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы правовой системы России и международного права, освещаются события из мира права, публикуются интервью с известными учеными и практикующими юристами, руководителями органов власти, общественными деятелями. На страницах журнала Вы найдете научные статьи и аналитические материалы, комментарии экспертов, очерки и рецензии и многое другое. Традиционно большое внимание журнал уделяет вопросам судоустройства и судопроизводства, защиты прав человека, адвокатуры и нотариата, юридического образования. </p> <p>Основное содержание журнала составляют научные статьи и обзоры.</p> https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/323 «Мораль уже сама по себе есть практика» 2024-08-12T09:08:32+03:00 Валерий Глазырин glazur@olympus.ru <p><em>Юридическая этика − незаурядная институция в юриспруденции, возникла и существует как этико-интеллектуальный и этико-практический институциональный ответ на этико-юридические вызовы, возникающие в профессиональной деятельности юристов, в преодолении которых возможности юридического инструментария ограничены. Профессиональные этические кодексы – неотъемлемая основа юридической этики. Безусловно, требуется осмысленное усвоение этико-профессиональных принципов и стандартов юридической деятельности. Но юридическая этика при всей важности профессиональных кодексов не гомогенна им. Этические кодексы должны «работать», а не быть «спящими институтами», нужно чтобы принципы и правила, зафиксированные в них, имели практическое воплощение в работе юристов, их служебной деятельности и внеслужебном поведении. В этом состоит миссия юридической этики, реализация которой отнюдь не простая задача. Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности юридической этики в плоскости её институциональной действенности в работе юристов. Для её достижения в статье показывается «встроенность» юридической этики в сферу права и профессиональную деятельность юристов, рассматриваются структурные блоки механизма, поддерживающие практическую направленность и результативность юридической этики. Условно они обозначены следующим образом: «этический», «принуждающий», «дисциплинарный», «новых вызовов». Приводится их описание и подводятся итоги работы. </em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/295 Принципы правовой экспертизы нормативных актов в системе принципов нормотворчества: коммуникативный подход 2024-04-19T14:16:00+03:00 Александр Блещик bleszczyk@yandex.ru <p><em>Данная статья посвящена рассмотрению теоретической основы правовой экспертизы нормативных актов. Правовая экспертиза одновременно выступает в нескольких аспектах: и как элемент правотворческого процесса, и как специальная практика, направленная на конституционализацию национального законодательства. В юридической науке регулярно предпринимаются попытки определить принципы, на которых базируется юридическая экспертиза. При формулировании этих принципов автор пробует обратиться к неклассическим, непозитивистским подходам к правопониманию, например, к коммуникативной теории права. Коммуникативная теория рассматривает право как коммуникативную систему и воспринимает правовую норму в рамках социального контекста, тесно связанного с коммуникативным содержанием отношений между юридическими лицами. Коммуникативная теория права позволяет сформулировать такие принципы юридической экспертизы, как 1) принцип обеспечения эффективности правовой коммуникации, 2) принцип диалогизма, 3) принцип интерсубъектности эксперта, 4) принцип баланса интересов субъектов нормотворчества и 5) принцип интегративности. Поскольку правовая экспертиза является элементом нормотворческого процесса, ее принципы (та их часть, которая направлена на обеспечение качества правовых актов) могут быть органично встроены в систему принципов правотворчества.</em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/319 Социальная справедливость в правовых актах субъектов Российской Федерации 2024-07-31T21:09:05+03:00 Мария Павлова mapakima@mail.ru <p><em>Извечным вопросом, поднимающимся политическими деятелями, учеными, практиками и в целом обществом, является социальная справедливость. Однако не всегда можно найти истоки, четкое понимание и руководство к ее реализации ввиду того, что она употребляется зачастую лишь как устойчивое выражение с целью придания мысли колоритности и выразительности, что, по сути, нивелирует данную категорию, лишает ее смысла. Правовые акты в силу своего предназначения служат символом порядка и устойчивости государства. Следовательно, один из путей решения проблем, связанных с социальной справедливостью, лежит в рассмотрении правовых актов субъектов, Российской Федерации, где ключевым является смысл, вкладываемый законодателями в социальную справедливость, ее понятие, критерии, задачи. </em><br /><em>На основе анализа различных правовых актов субъектов Российской Федерации автор последовательно ставит вопросы как теоретической направленности, так и собственно правового регулирования. В первую очередь рассматриваются конституции и уставы субъектов Российской Федерации в контексте закрепления социальной справедливости, а также ее местоположения в их структуре. Выявляются проблемы номинального дублирования норм федерального законодательства, «завершенного состояния» социальной справедливости и возможности ее соблюдения. Выделяются вопросы теоретического характера, а именно о понятиях и взаимосвязи тех категорий (социальная ориентированность; адресность; нуждаемость), которые фигурируют в тексте правовых актов субъектов Российской Федерации, о поиске смысла и закономерностей их употребления применительно к социальной справедливости. Анализируются проблемы характеристики социальной справедливости, ее содержания и критериев с последующими выводами и предложениями относительно детализации и уточнения социальной справедливости в правовых актах. Предложено общее определение социальной справедливости.</em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/368 Конвергенция частного и публичного в цивилистическом процессе 2024-12-04T08:18:57+03:00 Екатерина Михайлова е.v.mihailova@bk.ru <p><em>В статье исследуется проблема проявления и дифференциации частных и публичных начал в цивилистическом судопроизводстве. Автор отталкивается от прямой взаимосвязи между природой подлежащего защите нарушенного или оспоренного права или законного интереса и процессуальной формой его защиты. Показано, что гражданские правоотношения не всегда основаны на равенстве участвующих в них субъектов. Кроме того, участвующее в гражданском правоотношении государство преследует публичный интерес, вследствие чего предметом гражданского и арбитражного процесса в ряде случаев выступает не только частное, но и публичное право. Адекватные этому процессуальные правила рассмотрения указанных дел законодателем не сформулированы</em></p> <p><em>Предлагается включить в ГПК РФ и АПК РФ разделы, регулирующие процессуальные особенности рассмотрения дел с участием государства, либо закрепить в КАС РФ единый критерий для определения публично-правовых дел, подлежащих рассмотрению по правилам административного судопроизводства. Публичное начало цивилистического процесса также детерминировано публично-правовой функцией суда, осуществляющего правосудие. В силу этого суд не вправе изменять правовые нормы и по собственному усмотрению делать выводы об их юридической силе. Подвергается сомнению соответствие судебной примирительной процедуры общим началам судопроизводства как публично-правовой</em> деятельности.</p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/317 Заметки о правовой природе третейского суда и подходах к его осмыслению 2024-07-28T15:18:07+03:00 Владислав Туктамышев tuktamyshev.vd@bk.ru <p><em>В статье рассматривается вопрос о правовой природе третейского суда, а также о подходах к его осмыслению. Автор указывает, что поскольку третейский суд наряду с деятельностью государственных органов судебной власти способствует преодолению правовой неопределенности, третейское разбирательство можно считать деятельностью по осуществлению правосудия. Указывается, что поскольку правоприменительный акт состава арбитража носит властный характер, деятельность состава арбитров можно признавать юрисдикционной. Далее автор обращается к теориям, при помощи которых мыслится третейское разбирательство. В статье отмечается, что существующие теории являются разнопорядковыми: догматическими либо философско-правовыми, соответственно, с помощью теории того или иного вида нельзя объяснить все аспекты третейского разбирательства. Заключается, что с помощью философско-правовых теорий возможно установить место третейского разбирательства в системе форм преодоления правовой неопределенности, в то время как при помощи догматических - процессуальные аспекты деятельности состава арбитров.</em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/369 Ситуационный подход в расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними 2024-12-04T08:38:03+03:00 Елена Шишкина evsh18@mail.ru <p><em>Разработчики теории следственных ситуаций по-разному трактовали их сущность и содержание основных факторов, их формирующих. Вместе с тем все они отмечали, что эта научная категория имеет практическое значение для раскрытия и расследования преступлений: позволяет определить основные направления расследования. На первоначальном этапе расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, формируются несколько видов типичных следственных ситуаций, которые характеризуются разной степенью проблемности и требуют разрешения путем выдвижения типичных версий.</em></p> <p><em>В статье рассмотрены основные типы следственных ситуаций, складывающихся по делам несовершеннолетних, проанализированы основные информационные трудности, которые их сопровождают. Отдельное внимание уделено ситуациям простого типа, в которых возникают неочевидные информационные барьеры, требующие распознавания и преодоления. Сделан вывод о том, что в простых ситуациях версии о невиновности несовершеннолетнего имеют особое значение, и приведены тактические правила их проверки. Изменения в динамике и структуре подростковой преступности в основном связаны с изменениями в типичных свойствах личности современного подростка, который стал более мобилен, технически грамотен, имеет обширные социальные связи. Анализируя исходные данные на первоначальном этапе расследования, следователь должен учитывать это при выдвижении версий о субъекте преступления, о действительных мотивах его поведения, о соучастниках и иных неизвестных обстоятельствах.</em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/370 Об оперативно-розыскных и следственных мерах противодействия легализации преступных доходов с использованием криптовалют 2024-12-04T08:55:41+03:00 Виталий Васюков vvf0109@yandex.ru Анна Старжинская starzhinskaya1983@mail.ru <p><em>Авторы поднимают вопросы о роли криптовалют в отмывании денежных средств, приводят данные о резком увеличении незаконного оборота криптовалюты. Приводится перечень сведений, которые могут быть получены уполномоченными сотрудниками при проведении оперативно-розыскных мероприятий и при взаимодействии с правоохранительными органами зарубежных стран. Акцентируется внимание на информации, которая может быть особо значима для раскрытия преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. Уделяется внимание проведению различных мероприятий при установлении контроля за банкоматами, с помощью которых лица, причастные к преступной деятельности, обналичивают незаконные доходы. Также приводятся примеры раскрытия рассматриваемых преступлений в отдельных юрисдикциях.</em></p> <p><em>Анализируются средства и методы, способствующие раскрытию преступления, связанного с легализацией преступных доходов. Отмечается важность анализа блокчейна с использованием аппаратно-программных комплексов и ресурсов сети Интернет. Изучается возможность применить методы OSINT для аккумулирования и изучения информации, содержащейся в открытых источниках. Делается акцент на том, что благодаря именно этим методам оперативный сотрудник может получить информацию о незарегистрированных криптобиржах. Раскрывается специфика расследования рассматриваемых преступлений в Российской Федерации. Формулируются выводы о том, что использование криптовалют в легализации преступных доходов требует от правоохранительных органов периодически всесторонне оценивать риски и совершенствовать методику раскрытия и расследования преступлений, связанных с цифровыми финансовыми активами этой категории.</em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/336 Отдельные аспекты внедрения кадрового электронного документооборота в деятельность органов исполнительной власти 2024-10-08T22:59:20+03:00 Даниил Стенькин d.s.stenkin@gmail.com Мария Сенгаева khodneva_maria@mail.ru <p><em>Авторы приводят научные определения понятия «электронный документооборот» </em><em>(ЭДО), позволяющие выявить его основные черты, а также исследуют развитие правовой </em><em>регламентации ЭДО в России и его влияние на локальные организационные процессы управления. Наличие правового вакуума, неопределенности и недостаточно высокий уровень цифровой грамотности государственных служащих подчеркивают важность внедрения ЭДО </em><em>в государственных органах, обусловливают новизну и актуальность научных исследований </em><em>в данной области.</em></p> <p><em>Описываются результаты федерального эксперимента по внедрению ЭДО в кадровую деятельность организаций-работодателей без учета участия государственных служащих, а также уделяется внимание второму федеральному эксперименту, касающемуся кадрового ЭДО в деятельности органов исполнительной власти. Приводится информация о законопроектах в указанной сфере. Перечисляются положительные результаты, к которым ведет внедрение ЭДО в работу органов исполнительной власти. </em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/322 Актуальные проблемы и вызовы юридического образования 2024-08-10T20:42:15+03:00 Татьяна Макаренко tvmakarenko@internet.ru <p style="font-weight: 400;"><em>Подготовка квалифицированных кадров является одной из первостепенных задач юридической науки, напрямую связанной с обеспечением благосостояния российского общества. Системе юридического образования требуется непрерывно совершенствоваться для того, чтобы соответствовать высоким потребностям информационного общества; это актуализирует потребность в анализе передовых образовательных трендов применительно к юридической науке с целью выявления их применимости и полезности в данной сфере научного знания. Автор выявляет ключевые тенденции, характеризующие направленность развития системы образования в целом, и раскрывает их сущность в контексте преподавания юриспруденции на современном этапе развития научного прогресса. В частности, в фокусе внимания автора оказываются сквозные технологии, их использование в Legal Tech, междисциплинарный подход, персонификация и игрофикация образования, bite-size learning, формирование мягких навыков и социального интеллекта. Автор постулирует, что в настоящее время влияние технологий на образование проявляется в двух аспектах: это модификация и облегчение самого образовательного процесса, а также обучение студентов работе с данными технологиями. По результатам анализа образовательных трендов в рамках преподавания юриспруденции сделан вывод о позитивном влиянии указанных тенденций на образовательный процесс, проявляющемся в повышении качества и скорости усвоения материала, ориентации на достижение практического результата, выполнении узкой профориентационной функции, увеличении мотивации и вовлечённости студентов в процесс обучения, подготовке к работе с высокой социальной активностью. Главным заключением, к которому приходит автор, является вывод о смещении парадигмального фокуса науки новой эры на антропоцентризм и потребности человека как социального существа, и на необходимости трансформации юридического образования таким образом, чтобы оно помогло обществу реализовать новую социальную повестку в настоящем и будущем. </em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА https://rospravojournal.usla.ru/index.php/rp/article/view/371 Канцеляризмы в научных юридических текстах 2024-12-04T09:58:25+03:00 Ксения Путушкина rio.uslu@yandex.ru <p><em>Автор исходит из тезиса о том, что формулировки в научном тексте, в том числе научно-правовом, должны быть точными и ясными. В современных научных материалах по различным отраслям права эти требования соблюдаются не всегда, напротив, допускаются однотипные стилистические, лексические, синтаксические и прочие ошибки. Предметом настоящего исследования выбраны канцеляризмы – обороты, которые перешли в научные статьи и книги из деловых бумаг. Автор учитывает, что на научно-правовые тексты влияет стиль изложения нормативных актов и от канцеляризмов не всегда можно избавиться, но настаивает на том, что злоупотребление ими загромождает тексты и мешает их восприятию.</em></p> <p><em>Рассматриваются следующие канцеляризмы: нанизывание падежей, злоупотребление страдательным залогом, расщепление сказуемых и использование отглагольных существительных. Отмечается, что нежелание ученых-юристов использовать глаголы зачастую лишь вредит тексту, лишая его ясности и краткости. Приводятся примеры из редакторской практики, объясняется, где допущена ошибка, предлагаются варианты правки. В заключение даются общие рекомендации, которые помогут авторам сделать текст понятнее и лаконичнее, нисколько не умаляя его научной ценности.</em></p> 2024-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА