Конституционные советы Республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия): кто в лес, кто по дрова?

Авторы

  • Анатолий Карасев Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Якволева, Уральский государственный экономический университет
  • Александр Савоськин Уральский государственный экономический университет, Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева
  • Вероника Мещерягина Уральский государственный экономический университет

Ключевые слова:

нормоконтроль;, конституционный совет субъекта РФ;, уставный совет субъекта РФ;, конституционный надзор;, конституционный контроль;, Конституционный совет Республики Якутия;, Конституционный совет Республики Адыгея;, Конституционный совет Республики Башкирия;, полномочия;, компетенция;, правовой статус.

Аннотация

Конституционные (уставные) советы субъектов РФ призваны заменить упраздненные конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Однако в силу крайней лаконичности соответствующего федерального законодательства статус этих новых государственных органов оказался неясным. Его, безусловно, попытались конкретизировать в юридических исследованиях, опирающихся на достижения юридической доктрины о конституционном контроле и конституционном надзоре, но законодатели субъектов РФ пошли во многом уникальным путем, отличающимся от теоретических конструкций. Поэтому задачей исследования являлось не только сопоставление практик учреждения конституционных советов субъектов РФ друг с другом, но и их сопоставление с доктринальными представлениями о специальных органах конституционного контроля.
В статье на основе опыта Республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия) освещаются следующие элементы правового статуса конституционных советов: порядок избрания и срок полномочий конституционных советников; компетенция конституционных советов; место конституционных советов в системе публичной власти.
Делается вывод о существовании разных подходов к назначению конституционных советников и предлагается тиражировать опыт Республики Адыгея (при условии, что будет
легализован широкий перечень органов и организаций, уполномоченных выдвигать кандидатуры советников). Констатируется недостаточность компетенции Конституционного
совета Республики Адыгея и ограниченность числа субъектов, уполномоченных инициировать конституционный нормоконтроль в Конституционном совете Республики Башкортостан. Ставится под сомнение рекомендательный характер решений всех учрежденных в России конституционных советов Республик. Делается вывод о том, что невозможно
определить место конституционных советов в Республиках Адыгея, Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан в системе публичной власти в силу отсутствия у них властных полномочий.

Биографии авторов

Анатолий Карасев, Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Якволева, Уральский государственный экономический университет

professor of the department of constitutional law of the Ural State Law University, doctor of law, professor

Вероника Мещерягина, Уральский государственный экономический университет

associate professor of the department of constitutional and international law of the Ural State Economic University, PhD in law

Загрузки

Опубликован

2023-10-05