О некоторых особенностях интернет-споров, возникающих из сделок, совершенных на маркетплейсах

Авторы

  • Валерия Мельник Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

Ключевые слова:

онлайн-разрешение споров, альтернативное разрешение споров, Интернет-споры, коллективные споры, защита прав потребителей

Аннотация

В настоящей статье автором исследуются особенности Интернет-споров, возникающих из сделок, совершенных на маркетплейсах, которые влияют на эффективность их разрешения государственными судами. К таким особенностям предлагается отнести: стоимость среднего чека онлайн-транзакций, проводимых через маркетплейсы в России; анонимизацию субъектов Интернет-отношений, предопределяющую сложность идентификации сторон Интернет-споров; сложность фактического взыскания денежных средств с нарушителя права при трансграничном характере Интернет-транзакций, особенно в условиях действия санкционных мер; возможный массовый характер нарушения прав в Интернете, свойственный для отношений, возникающих на маркетплейсах, в контексте особенностей текущего состояния разрешения коллективных споров российскими судами.

Автор приходит к выводу, что выявленные особенности Интернет-споров на маркетплейсах не позволяют признать судебный порядок их разрешения как исключительно пригодный для эффективной защиты прав и законных интересов участников исследуемых Интернет-отношений. В связи с этим автор предлагает механизм нейтрализации выявленных особенностей посредством введения досудебного разрешения таких споров самим маркетплейсом в лице владельца агрегатора, который существенно вовлечен в отношения между сторонами спора и имеет информационные, технические и правовые возможности для наиболее эффективной защиты их прав и законных интересов.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод, анализ, синтез, абстрагирование, наблюдение, а также функциональный метод.

Загрузки

Опубликован

2024-01-19