Развитие метакогнитивных навыков у студентов юридических вузов

Авторы

  • Мария Югова Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева
  • Светлана Павлова Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

Ключевые слова:

метакогнитивные навыки, юридическое образование, профессиональная личность юриста, иностранный язык, саморазвитие

Аннотация

В статье исследуется проблема развития метакогнитивных навыков студентов юридических вузов как инструмента формирования профессиональной личности юриста, необходимого для успешного обучения в вузе и будущей профессиональной самореализации. Определяя важность метакогнитивной составляющей юридического образования, авторы характеризуют основные черты профессиональной юридической деятельности и юридические навыки, необходимые компетентному специалисту.  Раскрываются понятия «метакогниции», «метакогнитивные навыки», «учебная автономия». Обучаясь таким метакогнитивным стратегиям, как планирование своей познавательной деятельности, наблюдение/мониторинг за ней, ее контроль и оценка, студенты обеспечивают свою автономию в познавательной деятельности. С этой целью предлагается применять алгоритм управления своим познавательным процессом, состоящий из двенадцати основных этапов, которые четко коррелируются с основными метакогнитивными стратегиями. Универсальность этого алгоритма позволяет использовать его для решения познавательных задач как в учебной, так и профессиональной деятельности с целью ее самосовершенствования.

Практическая значимость данного исследования заключается в предоставлении конкретных рекомендаций по развитию метакогнитивных навыков студентов-юристов в контексте учебных дисциплин, изучаемых на первом году обучения в вузе, а именно: «Иностранный язык» и «Иностранный язык в сфере юриспруденции», которые преподают авторы данной статьи: ведение «метакогнитивного» дневника, применение метакогнитивных стратегий чтения, интерактивные методы. В качестве основного инструмента предлагается использовать учебник иностранного языка для юристов, дидактическая организация которого ориентирована на компетентностный, личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы.

Биографии авторов

Мария Югова, Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Russian and Foreign Languages, and Culture of Speech, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev.

Светлана Павлова , Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

 Senior Lecturer, Department of Russian and Foreign Languages, and Culture of Speech, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev

Загрузки

Опубликован

2024-10-31