Геном человека как объект междисциплинарных социально-гуманитарных исследований и система соответствующих им методологических средств.
Ключевые слова:
геном человека, междисциплинарность, объект исследования, правовая охрана, генетическая информация, социальное регулирование, методология, синергияАннотация
Исследованию предшествовал комплексный анализ научных статей, посвященных проблемам получения, хранения и использования геномной информации о человеке. В результате проведенного анализа автором была выдвинута гипотеза о междисциплинарном взаимодействии социально-гуманитарных наук в процессе проведения исследований, объектом которых выступает геном человека. В исследовании проверяется выдвинутая гипотеза на основе раскрытия его предмета – генома человека как объекта междисциплинарных социально-гуманитарных исследований и системы соответствующих им методологических средств. Попутно автором было выявлено методологическое взаимодействие естественных и социально-гуманитарных наук, в результате которого возникли такие синтетические области знаний как психогенетика и поведенческая генетика.
В процессе исследования автор опирался на широко применяемые в социогуманитаристике общефилософские средства методологии науки (категории материалистической диалектики, основания, условия и принципы научного познания), системно-структурный метод и общие логические методы (аналогия, синтез, анализ).
В результате исследования сделан вывод о том, что особая значимость последствий изучения и использования генома человека для общества и каждого человека в отдельности детерминирует априорные социально-гуманитарные межпредметные связи, благодаря которым геном человека становится объектом междисциплинарных социально-гуманитарных исследований. Анализ этих исследований позволил выявить их предметную ориентацию на социальное регулирование геномных исследований, правовую охрану геномной информации и направленность на нормирование (и в этом смысле – предвидимость) исследований генома человека и использования их результатов.
При этом прослеживается использование методологических средств трех уровней: философско-методологический анализ, общенаучные методологические принципы и специально-научный методологический подход. На уровне философско-методологического анализа гносеологические рамки генома человека заданы категорией «ценность», в которой диалектически сочетаются представления людей о пользе исследований генома человека и отстаивание биологической уникальности человека.
На уровне общенаучных методологических принципов в междисциплинарный социально-гуманитарных исследованиях генома человека используются методологические принципы системного подхода (рассмотрение многообразия форм и способов взаимодействия генома с окружающей действительностью, а также выявление совокупности элементов (структуры) генома человека), а также элементарные общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции и др.
Уровень специально-научного методологического подхода в проанализированных автором междисциплинарных социально-гуманитарных исследованиях представлен специальным понятийно-категориальным аппаратом юридической науки и юридическими конструкциями, выступающими средствами формально-юридического (догматического) метода; социологические методы опроса, анкетирования и метод Дельфи.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА, НАУКА
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.