Разработка схемы экспертизы правового акта для использования в учебном процессе

Авторы

  • Елена Думанская
  • Дарья Кокотова УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева

Ключевые слова:

экспертиза правовых актов, эмпирический метод проверки гипотезы, учебный процесс, формируемые компетенции, контент-анализ

Аннотация

В связи с требованием образовательного стандарта обеспечить формирование у студентов компетенции по проведению экспертизы правовых актов возникает вопрос, какой должна быть схема экспертизы правовых актов, используемая в учебном процессе. При разработке предлагаемого подхода авторы опирались на такие методы как: анализ личного педагогического опыта; обобщение норм, регламентирующих различные экспертизы; обобщение данных о методах, используемых в научных исследованиях; проведение собственного пилотажного исследования, аналогичного предлагаемому для выполнения студентам, с фиксацией хронометража времени на выполнение отдельных операций. В работе обсуждается ряд проблем, в частности: 1) необходимо ли разрабатывать схемы экспертизы специально для учебного процесса или использовать схемы, уже применяющиеся на практике; 2) степень детализации схемы и наличие возможностей у студента самостоятельно определять алгоритм своей работы; 3) возможные этапы экспертизы; 4) обосновывается необходимость включения в схему экспертизы эмпирической проверки гипотезы, позволяющей оценить имеющееся или потенциально возможное фактическое влияние акта, а также обсуждаются критерии выбора эмпирического метода для применения студентами; 5) на примере конкретного метода обсуждаются способы постановки задачи по его применению в рамках экспертизы акта как учебной задачи. Результатом проделанной работы является разработка варианта схемы экспертизы правовых актов для использования в учебном процессе. Также на основе обозначенных в статье положений можно разработать иные схемы экспертизы, адаптируя их под конкретные условия преподавания.

Загрузки

Опубликован

2023-03-14