Личные права ребенка: сущность и слагаемые концепта

Авторы

  • Наталия Жуковская Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского
  • Диана Казарова Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского
  • Виктория Типунова Средняя школа № 33 им. П. Н. Шубина

Ключевые слова:

личные права ребенка; интересы ребенка; личные неимущественные права ребенка; права психолого-педагогического характера; «наилучшие интересы ребенка»; жизненно важные потребности

Аннотация

Целью статьи является представление результатов анализа теоретических и нормативно-правовых основ концепта «личные права ребенка», выявления его сущности и содержания, а также того места, которое в нем занимают категории «наилучшие интересы ребенка» и его «жизненно важные потребности». Авторы последовательно рассматривают особенности трактовки таких понятий, как «права человека», «личные права ребенка», «личные неимущественные права ребенка», «интересы ребенка». Необходимость такого анализа, по мнению авторов, обусловлена практическими задачами четкого определения правовых оснований, механизмов и субъектов обеспечения и защиты прав несовершеннолетних.

При проведении исследования были использованы общенаучные методы (анализа и синтеза, построения гипотез, систематизации), частные методы общественных наук (формально-юридический, конкретно-исторический, компаративный), а также методы эмпирических исследований (наблюдение, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта). Вклад авторов в исследование рассматриваемой проблематики состоит, прежде всего, в выявлении особенностей формирования категории «личные права ребенка» и входящих в нее элементов.

Авторы приходят к выводу, что правовой институт «личные права ребенка» имеет комплексный, межотраслевой характер, а его содержание не исчерпывается ни совокупностью закрепленных в Основном законе государства «личных прав и свобод человека», ни набором личных неимущественных прав, подпадающих под действие норм гражданского и семейного права. При этом особую группу личных прав ребенка образуют права, имеющие отношение к психолого-педагогическим практикам (право на общение со сверстниками, на поддержку для развития способностей, право не подвергаться давлению со стороны педагогов и т.п.).

Загрузки

Опубликован

2024-09-10