№ 2 (2020): Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 2
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Оносов Юрий Викторович
Пределы правового регулирования и усмотрение в праве: о соотношении понятий
Автор рассматривает логические связи между содержанием понятий «пределы правового регулирования» и «усмотрение в праве» с точки зрения соотношения их объема. При этом уточняется содержание понятий «правовое регулирование», «правовое воздействие», «пределы правового регулирования».
Выделяются признаки, характеризующие пределы (сферу) правового регулирования: сознательно-волевой характер общественных отношений; возможность внешнего контроля общественных отношений государством; значимость общественных отношений; наличие у субъектов общественного отношения возможности выбрать вариант поведения и др. Признаки усмотрения в праве: возможность реализации только в рамках предмета правового регулирования; легальность; выражение в пассивном или активном поведении субъекта и др.
Делается вывод о том, что данные понятия не тождественны, а, наоборот, соподчинены и входят в объем понятия «правовое воздействие». Они являются сравнимыми, поскольку у них есть общие признаки (например, наличие властного установления, регулирующего общественные отношения и выраженного в правовом акте), а также смежными, поскольку их объем частично совпадает.
Ключевые слова: пределы правового регулирования, усмотрение в праве, судебное усмотрение, признаки усмотрения в праве, правовое регулирование, правовое воздействие, предмет правового регулирования, критерии определения пределов правового регулирования
Перепелица Елена Васильевна
Электронная коммуникация в парадигме взаимодействия государства и общества
В последние десятилетия феномен глобальной электронной коммуникации изучается разными науками. Право также оказалось включенным в подобный дискурс. Коммуникация в цифровой среде является причиной взаимодействия прежде дистанцированных сегментов общества. В современном праве понятие электронной коммуникации остается в определенном смысле дискуссионным, часто оно отождествляется с юридической коммуникацией. В то же время электронная коммуникация имеет дополнительное «измерение». Глобализация информационного пространства побуждает ученых-юристов изучать электронную коммуникацию как действия и взаимодействие различных субъектов на основе технологий сети Интернет с использованием веб-сервисов, порталов, блогов, сайтов, социальных сетей. Существует потребность в релевантном правовом регулировании информационного взаимодействия власти и общества, в связи с чем открывается новое «поле» для деятельности в различных областях права. Смысл электронной коммуникации постоянно расширяется и в зависимости от специализации варьируется. Для адекватного понимания электронной коммуникации праву необходимо принимать в расчет инструментарий иных гуманитарных наук.
Соприкасаясь с цифровой средой, юридическая наука призвана переформатировать
задачи исследований для объяснения нового эмпирического и теоретического опыта, связанного с трансформацией парадигмы взаимодействия государства и общества в сетевом пространстве. Осмысление данных вопросов производится в статье применительно к развитию электронного правительства в Республике Беларусь и потребностям более активного вовлечения общественности в процесс управления государством.
Ключевые слова: электронная коммуникация, гражданское общество, информационные технологии, электронное правительство, общественное участие
ПРАВО И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дженакова Екатерина Всеволодовна
Характеристика законодательства, регулирующего правоотношения по распространению информации
Кардинальные изменения структуры и содержания общественных отношений, вызванные использованием информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, потребовали изменения российского законодательства. Система норм, регулирующих информационные отношения, обновилась, увеличилась в объеме. Однако внесенные изменения не сделали правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере эффективным.
На основе анализа норм, регламентирующих правоотношения по распространению информации, выявлена их дефектность. Приводятся примеры дефектов: противоречий, пробелов, логического несовершенства, нерационального расположения норм, несогласованности с ранее установленными правовыми положениями, дублирования, декларативности. Отмечается, что дефектность норм влечет проблемы в их применении судебными органами. Подчеркивается недостаточная разработанность научной доктриной базовых положений правового регулирования информационных правоотношений. Обосновывается предложение о создании специального нормативного правового акта, регулирующего правоотношения по распространению информации.
Ключевые слова: правовое регулирование отношений по распространению информации, система законодательства о распространении информации, дефекты норм, пробелы, противоречия, дублирование
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Безбородов Юрий Сергеевич
Колониальная интеграция: назад в будущее
Современное межгосударственное сотрудничество характеризуется регрессом и откатом к методам, применявшимся еще до эпохи ООН, когда государства прибегали к агрессии и колониализму и вели захватнические войны ввиду отсутствия правовых регуляторов. После появления таковых с подписанием Устава ООН ситуация усложнилась: агрессия и захватнические войны не исчезли, а стали происходить в других формах и с применением нефизических методов принуждения и давления: информационного, экономического, политического и даже правового. Несовершенство международного права как относительно молодой правовой системы только способствует этому. Одно и то же средство межгосударственного сотрудничества может одновременно быть и прогрессивным, и регрессивным – в том числе и интеграция. Изучению интеграции как средства давления, колониализма и скрытой агрессии в межгосударственном сотрудничестве посвящена настоящая статья.
Методологической основой работы является всеобщий метод материалистической диалектики, наряду с которым были использованы системно-структурный метод познания правовой действительности, а также другие общенаучные (исторический, абстрагирования, моделирования, логический и т. п.) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.) методы. Автор представляет иное понимание интеграционных процессов – в онтологическом аспекте. В доктрине международного права и международных отношений интеграция рассматривается как метод сближения правовых систем. Но при существовании порока воли, когда интеграция инициируется с неясными целями и может нарушать основополагающие принципы и нормы международного права, этот метод превращается в особый вид угнетения суверенитета и способ ведения колониальной внешней политики.
Ключевые слова: международное право, международные отношения, интеграция, оружие, давление, колониализм
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
Грубцова Светлана Павловна
Участие государства в арбитраже: теоретико-прикладной аспект
В современных условиях значимость предлагаемому в статье ракурсу исследования международного коммерческого арбитража, ориентированного на участие в нем государства, придает интерес публично-правовых участников транснациональных контрактов обращаться в арбитраж, что, в свою очередь, обусловлено весьма существенной долей участия Российской Федерации в экономике страны.
Анализируются основные аспекты участия государства в арбитраже (третейском разбирательстве): модели взаимодействия государственных и третейских судов; арбитрабельность споров с участием государства; специальная компетенция как основание участия в заключении арбитражных соглашений субъектов, наделенных властными полномочиями; проблемы соотношения принципа конфиденциальности третейского разбирательства и возможности гражданского общества получать информацию о спорах в международном коммерческом арбитраже с участием государства; тенденция к контрактуализации цивилистического процесса в РФ и в зарубежных юрисдикциях по спорам с участием публичных элементов.
Ключевые слова: арбитраж, международный коммерческий арбитраж, арбитрабельность, третейское разбирательство, споры с участием публичных элементов
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Серкова Юлия Игоревна
Эволюция порядка наделения полномочиями губернаторов штатов в США
В статье рассматривается развитие порядка наделения полномочиями губернаторов штатов Соединенных Штатов Америки. Анализируются модели наделения полномочиями губернаторов, требования к кандидатам на должности губернаторов, сроки осуществления последними полномочий как в настоящее время, так и в ретроспективе.
Положения конституций штатов США, закрепляющие требования к кандидатам на должности губернаторов штатов, не всегда идентичны. Несмотря на отличия, порядок избрания губернаторов штатов совпадает. Увеличение срока полномочий губернаторов обусловлено повышением роли и значимости губернаторов как должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть штатов.
Особое внимание уделяется изучению требований к кандидатам на должность губернатора. Помимо возрастного ценза и ценза гражданства, большое значение имеет ценз оседлости на территории штата, в котором кандидат баллотируется на должность губернатора. Углубленное исследование позволяет отследить тенденции, связанные как с развитием порядка наделения полномочиями губернаторов, так и с изменением их конституционно-правового статуса в целом. Ключевым преимуществом конституций некоторых штатов является ограничение сроков пребывания губернаторов штатов на своих должностях, тем самым обеспечивается эффективность деятельности губернаторов
и исполнительной власти штатов.
Ключевые слова: конституции штатов, губернатор штата, порядок наделения губернатора полномочиями, требования к кандидату на должность губернатора, выборы губернатора
ГРАЖДАНСКОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
Мурзин Дмитрий Витальевич
Организатор научной деятельности как субъект интеллектуальных прав
Анализируется правовой статус организаторов художественного творчества, закрепленный в российском законодательстве, и разрабатывается правовой статус организатора научной деятельности de lege ferenda. Организатором научной деятельности предлагается считать только руководителя временного научного коллектива, целью создания которого является решение конкретной научной задачи. Формулируется набор элементов юридической конструкции, которые предлагается закрепить нормативно в целях единообразия правового регулирования деятельности временных научных коллективов.
Статус организатора научной деятельности определяется исходя из его организаторских усилий по руководству творческой деятельностью коллектива (при этом проводится различие между творческим и организационным вкладом руководителя научного коллектива в общий результат). Рассматриваются различные варианты правового моделирования статуса организатора научной деятельности: автоматическое включение его в число соавторов научного результата, полученного коллективом; включение организатора в число соавторов в случае принадлежности ему творческой идеи (темы) научного поиска; наделение организатора смежными интеллектуальными правами на весь результат, полученный коллективом. Презюмируется, что организатору научной деятельности принадлежит авторство идеи научного поиска для решения поставленной перед временным коллективом задачи.
Делается вывод, что организатор научной деятельности (руководитель временного научного коллектива) должен быть наделен смежными интеллектуальными правами: 1) исключительным правом на использование научного результата, полученного коллективом, в целом и 2) личным неимущественным правом на указание своего имени при всяком использовании этого результата. Обосновываются содержание, необоротоспособность и специальный срок действия исключительного права организатора научной деятельности.
Ключевые слова: наука, творческие отношения, организатор научной деятельности, интеллектуальные права, исключительное право, смежные права, соавторство, гражданско-правовой статус субъекта, руководитель творческого коллектива, временный научный коллектив
Толмачев Игорь Александрович
Правовые аспекты предупреждения банкротства кредитных организаций с помощью средств фонда консолидации банковского сектора
Банкротство кредитных организаций представляет собой частный случай несостоятельности юридического лица, однако влечет наиболее негативные последствия для гражданского оборота, поскольку не только приводит к ущемлению прав непосредственных кредиторов банковских организаций, но и дестабилизирует финансовую систему государства. В связи с этим анализируются меры предупреждения банкротства кредитных организаций, реализуемые с использованием средств Фонда консолидации банковского сектора. Исследуется правовой статус Фонда в соотношении с иными инвестиционными фондами. Сделан вывод о том, что ФКБС имеет черты паевого инвестиционного фонда.
Также рассмотрены правовые аспекты «bail-in» – механизма восстановления платежеспособности банковских организаций в первую очередь за счет средств их акционеров (участников) и кредиторов, т. е. с привлечением частных инвестиций (в отличие от механизма «bail-out», предполагающего проведение соответствующих мероприятий в основном за счет бюджетных средств. Выявлено, что реализуемые ФКБС мероприятия привели к существенному снижению государственных расходов, направленных на недопущение банкротства кредитных организаций. Однако механизм применения таких мер может повлечь национализацию многих банковских организаций и снижение конкуренции на банковском рынке, поскольку при невозможности передачи санированного банка частному инвестору будет расти количество кредитных организаций с превалирующим государственным участием. Сделан вывод, что необходимо дальнейшее развитие данного правового института.
Ключевые слова: банкротство, кредитные организации, фонд консолидации банковского сектора, меры предупреждения банкротства, «bail-in»
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Сабитов Тимур Рашидович
Существуют ли принципы уголовно-правовой политики?
Проблемы реализации уголовно-правовой политики всегда актуальны в связи с тем, что отсутствует универсальная модель такой политики. В каждом государстве исходя из потребностей общества необходимо находить собственную модель. Основная проблема, затрагиваемая в статье, связана с выявлением ключевых положений уголовно-правовой политики – принципов уголовного права. Трудность заключается в том, что такие принципы специально не сформулированы ни в одном нормативном правовом акте. Более того, правовые принципы не предполагают их обязательного законодательного закрепления.
Автор сравнивает две смежные правовые категории – «принципы уголовно-правовой политики» и «принципы уголовного права». Исследуя различные точки зрения по поводу отличительных особенностей данных принципов, автор приходит к выводу о том, что существенных различий между ними нет. Система уголовно-правовых принципов не предполагает выделения в качестве ее отдельного звена принципов уголовно-правовой политики. Принципы уголовного права не основываются на принципах уголовно-правовой политики, потому что уголовно-политическим можно считать любой уголовно-правовой принцип. Политическое свойство заложено уже в самой природе правового принципа.
Ключевые слова: уголовно-правовая политика, принципы уголовно-правовой политики, принципы уголовного права, юридическая политика, справедливость
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Чермянинов Дмитрий Викторович
О причинах нарушений норм, регламентирующих таможенные процедуры
Ознакомление с практикой судов Российской Федерации позволяет сделать заключение о значительном количестве административных правонарушений, связанных с несоблюдением таможенных процедур. Чаще всего объективная сторона выявляется в процессе проведения таможенными органами различных контрольных мероприятий, и наличие состава правонарушения не вызывает сомнений. Но имеют место и более сложные случаи.
На примере конкретной ситуации выделяются причины подобных конфликтов: нечеткость положений о порядке декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию в качестве составных частей транспортных средств, ранее помещенных под таможенную процедуру «временный ввоз», а также отсутствие критериев, разделяющих понятия «капитальный ремонт, модернизация» и «техническое обслуживание». По мнению автора, одним из критериев, определяющих разницу между указанными понятиями, может являться затрачиваемая при осуществлении манипуляций с товаром сумма. К примеру, если затрачиваемая на поддержание в рабочем состоянии временно ввезенного товара сумма превышает конкретный процент от стоимости данного товара, то такие операции следует считать капитальным ремонтом. Это означает, что следует в обязательном порядке менять таможенную процедуру путем подачи таможенному органу соответствующей декларации на товары. В противном случае совершаемые манипуляции должны считаться «техобслуживанием», при котором таможенная процедура изменяться не должна.
Ключевые слова: таможенные процедуры, декларирование, временный ввоз, эффективность, нарушение, несоблюдение, критерии
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Шайхатдинов Владимир Шамильевич, Листопад Оксана Федоровна
Соотношение права социального обеспечения и экологического права
Исследуется соотношение права социального обеспечения и экологического права по предмету и методу регулирования. Оно прослеживается при реализации гарантированных ст. 7 Конституции РФ прав человека на достойную жизнь и свободное развитие. Выявлено, что один из общих элементов в предмете правового регулирования рассматриваемых отраслей – это охрана здоровья граждан.
В число мероприятий по охране здоровья человека входит устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Право социального обеспечения регулирует общественные отношения по сохранению здоровья граждан в части предоставления им бесплатной медицинской помощи, а отрасль экологического права осуществляет охрану здоровья человека путем сохранения благоприятной окружающей среды. В праве социального обеспечения используется императивный метод правового регулирования в силу специфики правового статуса субъектов (отсутствие между ними отношений равенства и подчиненности). В экологическом праве применяется как императивный, так и диспозитивный метод правового регулирования.
Авторы подчеркивают, что необходимость взаимодействия рассматриваемых отраслей становится особенно актуальной при реализации политики государства в области охраны здоровья граждан в целях устранения разрыва показателей здоровья населения России и экономически развитых стран. В нормативных актах стратегического планирования на первый план выводится задача повышения роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для выполнения поставленной задачи необходимы улучшение условий жизни российских граждан и сохранение благоприятной окружающей среды. При этом авторы обращают внимание на ряд проблем, осложняющих сохранение здоровья граждан в Российской Федерации, и предлагают ряд дополнительных мер социальной защиты в целях смягчения отрицательных последствий на здоровье граждан в случае их проживания на экологически неблагоприятных территориях.
Ключевые слова: взаимодействие отраслей права, право социального обеспечения, экологическое право, здоровье нации, развитие человеческого потенциала, право на благоприятную окружающую среду, право на достойную жизнь, загрязнение воздуха, сохранение здоровья нации